Коллекции

КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ, РЕДКИЕ И ЦЕННЫЕ КНИГИ

ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книжные памятники — это рукописные и печатные книги, книжные коллекции, обладающие выдающимися духовными, эстетическими, полиграфическими или документирующими свойствами, представляющие общественно значимую научную, историческую или культурную ценность и охраняемые специальным законодательством.

По степени историко-культурной ценности книжные памятники подразделяются на следующие уровни (категории):

  • мировой — это книжные памятники, имеющие универсальное значение для становления и развития человеческого общества в целом или являющиеся выдающимися творениями мировой культуры;
  • государственный (федеральный) — книжные памятники, имеющие первостепенное значение для познания и развития отечественной науки, истории и культуры;
  • региональный — книжные издания, ценность которых определяется их значимостью для Липецкой области. Это собрания, документирующие репертуар печати Липецкого края, краеведческие фонды. Это отдельные издания или экземпляры документов, получившие выдающееся или документирующее значение (штампы, ярлыки, владельческие и дарственные надписи деятелей науки и культуры Липецкого края и др.)
  • местный (муниципальный) — книжные памятники, представляющие особую ценность для определенной местности (города, поселка и др).

Состав фонда книжных памятников, редких и ценных книг:

  • Русская книга второй трети XIX — начала ХХ века
  • Книги первых лет Советской власти (1917–1926 гг.)
  • Книги периода Великой Отечественной войны 1941–1945 г.
  • Прижизненные издания произведений классиков литературы, деятелей науки и культуры
  • Репринтные издания
  • Краеведческие издания Липецкого края
  • Книги с автографами известных ученых, писателей, общественных деятелей. 

КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Коллекции книг из библиотеки Елецкой мужской и Елецкой женской гимназий
   Собрания редких и ценных изданий – это предмет гордости каждой библиотеки. Фонд редких и ценных изданий был выделен из общего фонда библиотечного фонда в 1985 году. Основу фонда составили издания из библиотек Елецкой классической мужской гимназии и Елецкой женской гимназии. 
   Прорыв в развитии гимназического образования в Ельце приходится на начало 70 -х годов XIX века. Он ознаменовался открытием мужской и женской гимназий, а, кроме того, первого в России железнодорожного училища. Результатом всех этих событий явилось сосредоточение в Ельце мощнейшего образовательного потенциала, способствовавшего созданию уникальной культурно — образовательная среды,  давшей миру И. А. Бунина, М. М. Пришвина, С. Н. Булгакова и многих других замечательных людей, вылившегося в конечном итоге в создание классического университета. 
   Библиотеки учебных заведений создавались на основе уставов своих заведений, они были хорошо подобраны, и содержали не только учебную литературу, но и собрания научных трудов, беллетристики, периодики, литературы на иностранных языках. Вся учебная программа в женских и мужских учебных заведениях различалась и по набору предметов, их глубине. 

Елецкая классическая мужская гимназия — среднее образовательное учебное заведение, основанное в городе Ельце в ноябре 1871 года. В 1874 году для неё было построено новое здание, которое сохранилось до нашего времени. Сегодня в нем располагается школа № 1 имени М. М. Пришвина. История гимназии тесно связана с именами наших выдающихся земляков.

Точных статистических данных о библиотеке не сохранилось, но известно,  что финансировалась мужская гимназия очень хорошо и комплектовалась учебными изданиями одобренными Ученым комитетом Министерства народного просвещения и духовно-цензурным комитетом ведомства Святейшего Синода. Почетный попечитель гимназии С.С. Поляков жертвовал на деньги на нужды библиотеки. 

Для нормальной организации учебного процесса администрация мужской гимназии стремилась обеспечить своих воспитанников и педагогов учебниками, исследовательской литературой, учебными и наглядными пособиями. По уставу того времени гимназии должны были иметь библиотеку, состоящую «из книг, могущих способствовать обогащению учителей знаниями и из книг, предназначаемых для употребления учащимися». Предметом особой заботы педагогического Совета была гимназическая библиотека. Фундаментальная библиотека Елецкой гимназии досталась ей от упраздненного училища, и хотя имела значительное количество книг, но по содержанию, можно сказать, не была богатой. В «Отчете о состоянии и деятельности Елецкой гимназии за 1874-75 учебный год» говорится о том, что библиотека этого периода нуждалась во многом, наиболее полным был отдел классической филологии и литературы, а самым слабым — отдел истории и русской литературы. Всего в 1874-75 учебном году приобретено книг и периодических изданий на 520 рублей 19 коп. Фундаментальная библиотека насчитывала 1056 названий в 2127 томах.

Издавались специальные каталоги библиотек средних учебных заведений для более правильного их формирования. В связи с тем, что большинство учебных заведений не обладало большим количеством средств, Министерство народного просвещения не настаивало на приобретении всех означенных в списках книг.

Педагогические советы гимназий могли сами выбирать то, чем пополнять свои библиотечные фонды. Обязанности библиотекаря выполняли учителя, выбранные на трехлетний срок Педагогическими советами на эту должность при совмещении её с основной. Пользоваться библиотекой имели право все служащие учебного заведения. 

  

Были определенные правила, которые устанавливали контроль за сохранностью литературы, её своевременное возвращение или компенсацию ущерба. Фонды фундаментальной библиотеки Елецкой мужской гимназии составила основу будущей библиотеки Рабочего факультета.

Особую ценность в этой коллекции представляют отечественные издания гражданского шрифта, вышедшие в свет в первой трети 19 столетия и являющиеся книжными памятниками федерального уровня:

Тимковский И.Ф. Опытный способ к философическому познанию российского языка, сочиненный Илиею Тимковским (Харьков, 1811);

Российская грамматика, изданная от Главного правления училищ для преподавания в нижних учебных заведениях (СПб., 1829);

        

 

В центре Ельца, на той же улице Манежной, а ныне Ленина, расположено здание, построенное из красного кирпича. Это ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ, открытая в Ельце в 1879 году.  За весь период времени функциональное назначение здания не менялось, оно всегда было образовательным учреждением. После революции в 1921 году в здании разместили Елецкий рабочий факультет. Великая Отечественная война тоже пощадила дом знаний, здание практически не пострадало. В настоящее время там расположен учебный корпус № 1 Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. 

Редко какому из старинных Елецких зданий посчастливилось быть столь детально изображенным в художественных текстах И. А. Бунина, как этой казенной гимназии. В здании сохранились элементы интерьера начала прошлого века.

 

В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», в рассказах «Первая любовь», «Легкое дыхание» И. А. Бунин с теплым чувством описывал женскую гимназию, мимо которой проходил ежедневно по пути на занятия или возвращаясь домой и в которой иногда танцевал на её великолепных балах…

Выпускницы гимназии получали педагогическое образование, звание учительницы начальных классов и направлялись учителями в сельские школы. Многие из них стали впоследствии прекрасными педагогами. 

Воспитанницы женских гимназий изучали общеобязательные предметы и несколько специальных. Исходя из положений, структурное деление почасовой нагрузки предметов в неделю было следующим:
— Закон Божий
— Педагогика
— Русский язык и Русская словесность
— Арифметика и Математика

— История
— География
— Французский и Немецкий языки

Особое значение в воспитании, а впоследствии, в саморазвитии женщин имело чтение. Литература выполняла сразу несколько функций — образования и воспитания. Знание литературы, умение тонко ценить поэзию позволяло девушкам чувствовать себя на месте в светском обществе, литературных салонах. 

Известно, что в начале существования библиотека Елецкой женской гимназии составляла 205 томов книг (152 названий).  основном это были художественные и научные издания. 

Тяжелым в то время было положение женских гимназий, финансирование которых целиком возлагалось на земства и городские общества. Современники так описывали эту проблему: «На среднее и высшее образование правительство в стране ежегодно затрачивает 11 ½ млн. рублей; из того числа на долю женского образования уделяет лишь 582 тыс. руб. Поэтому библиотечные фонды женской гимназии была намного скромнее мужской гимназии, которая финансировалась намного лучше. 

Наиболее ценные книги в коллекции:

Буссе Ф.И.   Руководство к преподаванию арифметики :  Для употребления в уезд. уч-щах.  (СПб., 1832);

Шекспир У., Венецианский купец : Драма в 5 д /Соч. Шекспира; Пер. с англ. Василий Якимов. (СПб., 1833);

История русской словесности, преимущественно древней: XXXIII публ. лекции Степана Шевырева, о. проф. Моск. ун-та. Ч. 3 (М., 1858);

Сочинения В. Белинского: С портретом автора  и его факссимиле . — Часть  11. — издание К. Солдатенкова, Н. Щепкина. (М.,1861)

Гимназии комплектовались в основном учебной литературой, именно она и представлена в наших коллекциях.

На сегодняшний день Фонд редкой книги насчитывает более 1100 экз. (это очень маленькая цифра по сравнению с общим фондом библиотеки — около 600 000 печатных экз.). И это обусловлено многими факторами в истории нашей библиотеки.

 Если многие библиотеки комплектовали в прошлом свои фонды частными коллекциями книжных собраний, а после революции — национализированными книжными собраниями, в годы войны –эвакуированными и ликвидированными библиотеками, то, к сожалению, как показывает история, наша библиотека только отдавала свои библиотечные фонды, и комплектовались собственными силами усиленно наращивая количественный и видовой состав фонда.

Так, с целью укрепления учебно-научной базы Липецкого педагогического института в 1954 году туда в полном составе был переведен наш исторический факультет, а в 1970 году — факультет иностранных языков. Соответственно наша библиотека была вынуждена безвозмездно отдать немалую часть библиотечного фонда в ЛГПИ.

Финансирование библиотеки также не позволяет пополнять фонд редкой книги из других источников. Отбор книжных памятников осуществляется в процессе изучения собственных фондов библиотеки и при поступлении ценных книг по всем каналам текущего комплектования. 

Хронологические границы ФРК XIX–XXI вв. Видовой состав фонда — книги печатные, ноты, журналы. 

В Фонде редкой книги присутствуют прижизненные издания произведений выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, например прижизненные издания И. А. Бунина, Сталина, Е. В. Тарле и др.

  

В коллекции изданий периода ВОВ хранятся более  100  экземпляров, выпущенных в свет после 22 июня 1941 г. и до 9 мая 1945 г. например:

История Гражданской войны в СССР . Т. 2 : Великая Пролетарская революция (октябрь–ноябрь 1917 года) / Под ред. М. Горького, В. Молотова, К. Ворошилова, С. Кирова, А. Жданова, И. Сталина. — М. : Политиздат, 1942

Рубинштейн, Н.Л.   Русская историография  — М. : ОГИЗ, 1941.

О борьбе орловских партизан с немецко-фашистскими захватчиками : Сборник материалов / Сост. Сафронов А. — Орел. : Изд-во газеты «Орловская правда», 1943.

Комплектование коллекции «прижизненные издания классиков литературы» приобрела планомерный характер. В фонд редкой книги отбираются прижизненные издания классиков советской литературы 20 века, таких как: Корней Чуковский, Василий Шукшин, Михаил Пришвин, Борис Полевой, Булат Окуджава, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Агния Барто и др.

Особое место в коллекции занимают издания с автографами и дарственными записями. Книги с автографами особенные - в них запечатлены добрые пожелания, напутствия, благодарное отношение к библиотеке, ее читателям и сотрудникам вуза.

   

Краеведческая литература . 

        
В библиотеке ЕГУ им. И. А. Бунина основным принципом в использовании книжных памятников является приоритет сохранности. Издания из ФРК выдаются в строго научных целях, оригинал предоставляется пользователям только в читальных залах библиотеки.

 

Электронные библиотеки

ВКонтакте