История библиотеки ЕГУ им.И.А.Бунина

«Дайте мне библиотеку, и я вокруг неё создам университет»  (Б. Уиллер)

   Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина - один из старейших вузов России. Вместе с ним росла и развивалась научная библиотека университета. История библиотеки начинается в начале 20 века, когда в стране возник новый тип учебных заведений для рабочих и крестьян - Рабочие факультеты (рабфаки).

Политика большевиков после Октябрьской революции выразилась в установлении военной диктатуры во всех отраслях хозяйства России, в том числе в книгопечатании и библиотечном деле. Одним из первых законодательных актов советской власти был "Декрет о печати" от 27 октября 1917 года, по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. Первыми декретами была введена и строжайшая экономия бумаги, сокращено число периодических изданий. Согласно декрета об авторском праве - всякое литературное и научное произведение живого или умершего автора признавалось достоянием Советской республики, что фактически означало присвоение прав издания произведений русских классиков государственными издательствами. 

С целью укреплений позиций, большевики старались все средства печати и пропаганды сосредоточить в своих руках. Впервые в мировой практике были проведены такие масштабные преобразования в издательском и библиотечном деле.

В 1920 году вышел декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» - это образовательные учебные заведения в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования. 

27 марта 1921 года в народном театре города Ельца состоялось открытие Елецкого рабочего факультета и положило начало рождению библиотеки. Основу новой библиотеки положили дореволюционные библиотечные собрания мужской и женской гимназий г. Ельца. Елецкий рабфак расположился в здании женской гимназии. И сегодня это здание выполняет свою функцию – в нем расположен учебный корпус №1 университета им. И.А. Бунина, в нем сохранились элементы интерьера начала прошлого века.

В 1924 году Елецкому рабочему факультета было присвоено имя Н.В. Вихирева. Рабфак имел общественно-экономическое, механическое и биологические отделения, где обучалось более 500 студентов.  Библиотека рабфака содержала в своем фонде более 12 000 томов.  Было по одному экземпляру 5-6 названий газет, и 2-3 названий журналов. Приходилось читателям библиотеки ждать, пока нужные книги, газеты, журналы прочитает его товарищ. Комплектование библиотечного фонда было затруднено из-за недостатка финансирования. К 1929 году библиотека рабфака насчитывала до 30 000 книг. При библиотеке была организована читальня и учебными пособиями рабфаковцы были обеспечены вполне удовлетворительно. 

К началу 1936 года наплыв желающих учиться был исключительно велик: на 140 мест дневного отделения было подано 524 заявления. Проблемным вопросом для библиотеки рабфака стал вопрос об обеспеченности учебниками. Елецкий ОГИЗ не смог выполнить заказ библиотеки на сумму 7 500 рублей. Не смог, также, выполнить в полном объеме заказ местный Госкультснаб на сумму 4 500 рублей. 

В августе 1939 года приказом Народного Комиссариата просвещения на базе рабфака создается Елецкий учительский институт. Поначалу в его составе было три отделения: историческое, филологическое и физико-математическое. 

Библиотека была основана в 1939 году на базе книжного фонда рабфака. Заведовала библиотекой Н.И. Меркулова, закончившая в 1910 году Елецкую женскую гимназию.

Секретариат ЦК ВКП(б) принял постановление «Об улучшении библиотечной работы», в котором говорилось о необходимости «провести просмотр книжного состава всех библиотек и очистить его от идеологически вредной, устаревшей и не подходящей к данному типу библиотек литературы». С этого момента во всех библиотеках страны немедленно началась чистка библиотечных фондов: изымалась религиозная, монархическая и антиреволюционная литература, художественные произведения, воспевающие буржуазную и мещанскую мораль, быт, нравы, идеологию старого мира. Под это постановление подходила практически вся литература, издававшаяся до революции.

Не избежала этого и библиотека -  книги конфисковывались и подлежали уничтожению «как вредные». Библиотека не имела права хранить материалы, запрещенные цензурой.

Комплектовалась библиотека в этот период в основном агитационно-пропагандистской, научно-популярной литературой, книгами об истории революционного движения, о социализме и коммунизме, трудами марксизма-ленинизма. Учебников катастрофически не хватало. При больших тиражах изданий внимания практически не уделялось качеству изданий. В немалой степени сыграл свою роль бумажный дефицит и плохая оснащенность типографий материалами. Нередко книги печатали на бумаге плохого качества, нечетким, трудночитаемым шрифтом. Со страниц практически исчезли иллюстрации, в оформлении книг практически не применялась цветная печать, а цветные иллюстрации становятся большой редкостью. Постановление Совнаркома "О порядке выпуска учебников" передавало исключительные полномочия Госиздату.

Война причинила колоссальный ущерб книжному фонду библиотеки. Острее, чем до войны, встала проблема комплектования военно-технической литературы: миллионы людей, включая женщин и подростков, овладевали новыми профессиями в промышленности и сельском хозяйстве. Несмотря на тяжелое время, библиотека комплектовалась и художественной литературой - А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, Б. Полевой, произведения этих авторов пользовались огромной популярностью. Великая Отечественная война внесла коррективы в судьбы студентов Елецкого института. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт.

С октября 1941 года в связи с приближением фронта к Ельцу учительский институт вынужден прервать учебные занятия. Весь архив с документами рабфака, педучилища и учительского института до 1 января 1940г., согласно распоряжению Орловского облисполкома, был уничтожен. Учебное оборудование и библиотека - были эвакуированы в Энгельский пединститут. За незначительный срок нужно было подготовить к эвакуации книги. Инструкций на этот счёт не было. Библиотекари должны были сами определить ценную часть фонда, подготовить ящики, транспорт, определить, сколько нужно людей привлечь для работы. На месте обнаружилось, что Энгельский институт уже ликвидирован, и все вывезенное из Елецкого учительского института имущество было передано на хранение в гороно г. Энгельса.

 

Основной задачей библиотеки в годы войны стало удовлетворение «оборонных потребностей страны». В соответствии с этим библиотека комплектовала свои фонды научно-технической, патриотической литературой, литературой о героическом прошлом нашего народа, о военных действиях Красной Армии.

В 1943 году, с возобновлением функционирования Елецкого педагогического института, фонд библиотеки стал насчитывать около 18 000 единиц хранения.

После войны постепенно стал уменьшаться острейший дефицит учебной литературы. Получив по специальному постановлению правительства преимущественное право выпуска учебной литературы Госиздат быстро наращивает выпуск учебников. Несмотря на сложности в комплектовании библиотечного фонда, библиотека постепенно увеличивала количество учебных и учебно-методических изданий, научно-технической и художественной литературы.

В 1959 году открывается факультет Педагогики и методики начального обучения, в 1979 году начал работу факультет Педагогики и психологии (дошкольной). Одной из главных задач для библиотеки вуза в 1960-1980 гг. стало обеспечение книгами научных дисциплин, изучаемых в вузе, и отдельных тем научно-исследовательской работы. Главной задачей библиотеки являлась активная пропаганда политики партии и правительства.

 

Несмотря на рост книжной продукции, начиная с 1970-х годов спрос на книги значительно превышает предложение. Целые разделы ассортимента становятся остродефицитными. Библиотека была вынуждена комплектоваться изданиями, которые не соответствовали спросу студентов и преподавателей института. Партия всегда считала книгу важным средством формирования общественного сознания, просвещения, воспитания и распространения знаний. Содержание и тематический состав формирования библиотечных фондов всегда находился под влиянием идеологических установок, и читательский спрос населения не изучался. 

 

К 1980 году состав фондов все больше не соответствовал постоянно растущим и углубляющимся запросам читателей на книги и информацию. Нормы книгообеспеченности, установленные Министерством образования, предполагали обеспечить учебниками по общественным дисциплинам один к одному, т.е. по одному учебнику на каждого читателя. Это привело к тому, что фонды стали громоздки, с низкой эффективностью использования.

С 1995 года открывались новые факультеты - юридический, экономический, исторический,  музыкально-педагогический, инженерно-физический, спортивный, сельскохозяйственный, социально-культурного-сервиса и туризма, факультет иностранных языков. Открытие новых факультетов и специальностей повлекло за собой расширение профиля комплектования, увеличения экземплярности и в конечном итоге - качественный и количественный рост фонда, отвечающего потребностям вуза. Увеличилось количество подписных периодических изданий. 

Книгообеспеченность - это специфика российского высшего образования. В этот период реально уменьшаются фонды научной литературы и растут фонды литературы учебной. К 2005 году вуз вышел на уровень требований приказа о книгообеспеченности, предписывающего иметь в фонде 60% учебной литературы. Библиотечный фонд на этот период составлял более 245 000 экземпляров (более 56 000 названий). Объем фонда учебной и учебно-методической литературы - более 150 тысяч экземпляров. Библиотека обеспечивала пользователей библиотеки официальными изданиями, общественно-политическими и научно-популярными периодическими изданиями, справочной литературой, библиографическими пособиями.

В связи с автоматизацией библиотечных процессов в 2004 году в библиотеке был создан Центр электронной информации. В этом же году в библиотеке ЕГУ им. И.А. Бунина была введена автоматизированная система обработки книг с использованием АИБС «MAPK-SQL», которая обеспечивала комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов.


В 2012 году научная библиотека переехала в новое 4 –х этажное здание. Фонд учебной и учебно-методической литературы на этот период составлял более 229 тысяч экземпляров. После ввода в эксплуатацию нового здания, учебные факультетские библиотеки и читальные залы были размещены в нем.  В структуре научной библиотеки организованы «тихие» места для индивидуальной работы и отдыха, а также коворкинговые зоны для общения в научном читальном зале.

В настоящее время в штате научной библиотеки 8 сотрудников. 


Электронные библиотеки

ВКонтакте